Современный протекционизм

Рубрика : Развитие мировой торговли

Международные обязательства не повышать, а, напротив, понижать пошлины в ряде случаев наносят слишком чувствительный ущерб влиятельным отечественным производителям. В этом случае экономически сильная торговая держава или интеграционная группировка способна вынудить своих партнеров добровольно ограничить поставки определенных товаров. Так поступили, например, США в 1981 г. при наплыве па их рынок японских автомобилей. По этому поводу Рональд Рейган вспоминал в своей автобиографии: «Японцы вели нечестную торговую игру. Но я знал, к чему могли бы привести квоты и не хотел открывать | ожесточенную торговую войну, поэтому спросил, нет ли у кого-либо предложений, как найти решение. Вице-президент Джордж Буш заявил: «Мы все за свободу предпринимательства, но разве кто-либо из нас найдет неправильным, если Япония объявит без всякого запроса с нашей стороны, что она собирается добровольно ограничить свой экспорт автомобилей в Америку…». Мне поправилась идея Джорджа…»2. Рейган воспользовался советом и вскоре объяснил японскому министру иностранных дел, что не сможет противостоять намерению Конгресса ввести импортные квоты, но если Япония пойдет па добровольное ограничение экспорта, то это позволит снять вопрос о квотах. Япония согласилась, и ее компании ограничили свой экспорт в США определенным количеством автомобилей. Эти ограничения были достаточно жесткими вплоть до 1987 г., когда детройтская промышленность восстановила свою конкурентоспособность, а японцы сумели трансплантировать свои заводы на американскую почву.

Описанный выше случай не был исключением. Вашингтон добивался от своих партнеров добровольных ограничений и ранее. Так, в 1969 г. Япония и ЕЭС были вынуждены согласиться сократить экспорт стали в США. Их металлургические фирмы должны были создать картель, который и обеспечил бы ограничение поставок в США, а взамен получил возможность использовать картельные преимущества для повышения цен на экспортируемую сталь. Через несколько лет условия изменились, вследствие девальвации доллара подорожал импорт, и добровольные ограничения стали ненужными. Однако в 1982 г. США вновь, угрожая ввести демпинговые пошлины, вынудили ЕЭС, Японию, Бразилию, Южную Корею и ряд других стран сократить экспорт до 18,5-26% общего объема американского рынка углеродистой и легированной стали и сталепродуктов.

К «добровольному» самоограничению вынуждали своих торговых партнеров не только США, по и Европейское сообщество, а также некоторые другие страны. Подобных договоренностей насчитывалось более двух сотен. «Добровольцами» по большей части являлись Япония, Южная Корея, некоторые страны Латинской Америки, объектами ограничений — сталь, текстиль, одежда, сахар, говядина, автомобили.

Следует остановиться еще на одном инструменте протекционистской политики — антидемпинговых пошлинах, допускаемых договоренностями по линии ГАТТ—ВТО. Демпингом обычно называется практика экспортной экспансии с помощью занижения цен. ГАТТ дает интерпретацию того, что считать «слишком низкими» ценами. Чаще всего за исходную базу для определения наличия демпинга принимается внутренняя цена страны-поставщика. Можно ориентироваться также на себестоимость данного товара в стране-производителе с добавлением нормальной прибыли, расходов по транспортировке и реализации. США и Европейский союз выступают главными предъявителями жалоб и претензий к другим странам относительно демпинга. Их партнеры из числа развивающихся государств и стран с переходной экономикой усматривают во многих случаях весьма произвольное толкование того, что считать «слишком низкими» ценами, и обвиняют США и ЕС в злоупотреблении санкционированным ВТО правом повышать пошлины в случае демпинга. Сравнение внутренних издержек производства той или иной продукции с внешнеторговой ценой во многом зависит от курса национальной валюты. Если он занижен по сравнению с покупательной силой, то внутренняя цена, пересчитанная в валюту контракта, может оказаться ниже контрактной.

Pages: 1 2 3