Резервы повышения конкурентоспособности российской экономики

Рубрика : Россия в мировой экономике

Перед Россией стоит задача не только сделать экспорт более эффективным и увеличить приток валюты, но и повысить народнохозяйственную отдачу импорта. Обе эти стороны более активного включения страны в глобальную экономику взаимосвязаны и должны быть подчинены ускорению экономического развития. А это, как известно, невозможно без крупных капитальных вложений для замены устаревших и создания новых производственных мощностей. Чтобы наверстать упущенное за годы реформ в обновлении и строительстве основных фондов экономики, недостаточно собственных накоплений, не обойтись без привлечения средств извне. И то, и другое предполагает импорт новейшего оборудования и техники, приобретение лицензий и ноу-хау. До 60% необходимых для модернизации экономики технологий, по мнению экспертов, необходимо будет приобретать за границей. Дело это крайне выгодное. Один доллар на закупку лицензий экономил в Японии 16 долл., в США – 6,3, Франции – 5,4 долл., которые нужно было бы израсходовать па собственные НИОКР, да притом еще с неизвестным результатом.

Иными словами, от международного разделения труда, состоящего в обмене сырья и топлива на готовую продукцию (по большей части на предметы потребления), России предстоит перейти к разделению труда преимущественно в производстве готовых изделий, особенно наукоемких и высокотехнологичных, идя на кооперацию в производстве узлов и деталей. Российская экономика должна стать привлекательной для прямых иностранных капиталовложений. Только в этом случае наращивание экспорта и импорта становится мощным средством модернизации экономики.

На государство в этой связи ложится обязанность стимулировать ввоз передовой техники и технического опыта, привлекать иностранные инвестиции и защищать собственные производства, позволяющие сокращать нерациональную импортную зависимость. Весь арсенал средств внешнеэкономической политики (пошлины, кредитные, страховые и налоговые льготы, правовое регулирование и административные правила) следует поставить на службу этим целям. Вступление России в ВТО не должно лишить ее самостоятельности в обеспечении национальных интересов.

К сожалению, с началом радикальных рыночных реформ пошлины и налоги стали рассматриваться по большей части как источник бюджетных доходов, а не как инструмент воздействия на импорт и экспорт в желательном для экономики направлении. Более того, снижение таможенной защиты под давлением ВТО призвано облегчить иностранным компаниям поставку на наш рынок готовой продукции, а не инвестирование в создание мощностей по производству этой продукции на российской территории. К этому ТНК обычно прибегают как к средству обхода высоких таможенных преград.

Pages: 1 2 3