Либеральные политики и теоретики считают, что именно свободная конкуренция обеспечивает самое рациональное распределение благ ко всеобщей выгоде. Несомненно, либерализация внешнеторговой и кредитной сфер — одна из причин высокой динамики международного валютного, фондового и кредитного рынков. Предоставляемые международным кредитом дополнительные ресурсы, особенно если их цена, в том числе и политическая, относительно невелика, могут существенно ускорить развитие и повысить эффективность экономики, помочь в преодолении кризисов и проведении реформ. Многие страны поощряют поэтому привлечение прямых иностранных капиталовложений в экономику. Но нет убедительных свидетельств тому, что либерализация дает равные преимущества и богатым, и бедным странам. Как показывает опыт, связанные с развитием международных кредитных отношений риски потерь и даже кризисных обвалов в валютно-финансовой системе, а вслед за ней — и во всей экономике у слабых стран неизмеримо выше, чем у богатых. Более того, немало примеров кредитной экспансии со стороны последних, не считающихся с национальными интересами бедных стран. В кризисных ситуациях страны-заемщики обычно оказываются жертвой бегства капиталов, что усугубляет их и без того бедственное положение.
Асимметрия, свойственная глобальной экономике, проявляется и в международных кредитных отношениях. Интернационализация кредитных ресурсов не сопровождается их равномерным распределением между странами Главные пользователи — промышленно развитые страны, в которых, собственно, и накапливается основная масса этих ресурсов. На развивающиеся страны приходится лишь небольшая Доля. Общая долгосрочная и краткосрочная задолженность всех развивающихся стран составит в 2006 г. по прогнозным оценкам 3,3 трлн. долл.3 Поступившие за все годы в страны «большой семерки иностранные кредитные ресурсы в виде прямых и портфельных инвестиций, различных вложений финансовых и правительственных органов, а также банков превысили на ту же дату 21 трлн. долл. Примерно таков же отток средств из этих стран. Если бы трансграничный перелив средств мотивировался только помощью бедным и отсталым странам, то они были бы главными получателями кредитов. Однако вывоз капиталов подчиняется в первую очередь законам конкуренции, диктуется стремлением ТНК максимизировать прибыль. Нельзя, конечно, недооценивать внешнеполитические интересы государств-кредиторов, их общую кредитную политику, как, впрочем, и политику стран-получателей. Так, кредиты МВФ и Мирового банка обычно обусловлены согласием заемщиков следовать рекомендациям этих организаций при проведении своей внутренней экономической политики.
У ведущих промышленных держав мира потоки получаемых и предоставляемых в кредит средств примерно уравновешены. Исключение представляют США — самый крупный в мире должник. В богатых странах так насыпаемого золотого миллиарда доля внешних средств в общей сумме инвестиций в основной капитал пока не очень значительна, но она постоянно возрастает и в отраслях высоких технологий играет существенную роль. Процесс слияния крупных ТНК и приобретения ими предприятий в других странах, о чем уже говорилось в предыдущих лекциях, служит тому подтверждением.
Полный текст