Международная валютно-финансовая система в ожидании перемен

Рубрика : Международный кредит

К сожалению, эти благие намерения не подкреплены имеющимися ресурсами и всесторонне проработанными и отвечающими конкретным условиям рекомендациями по оздоровлению экономики стран, получающих помощь. До последнего времени она обусловливалась соблюдением так называемого Вашингтонского консенсуса — стандартного набора мер по приватизации государственной собственности, либерализации экономики и внешних связей, макроэкономической стабилизации на основе жесткой монетарной политики. Эти рекомендации далеко не всегда приводили к положительным результатам и потому вызвали критику со стороны как ряда получателей кредитов, так и некоторых политических деятелей, а также функционеров в самих международных организациях. Однако засилье неолиберальной идеологии, уповающей на достоинства рыночных свобод и отрицающей полезность государственного вмешательства, не позволяет отойти от привычных стереотипов и допустить правомерность других подходов в политике преодоления экономических трудностей.

Характерен в этой связи отказ ряда членов комиссии Конгресса США по вопросам реформы международных финансовых организаций одобрить коллективный отчет комиссии. Те, кто выразил особое мнение, считают, что операции МВФ не только не приносят пользы развивающимся странам, но во многом наносят существенный вред их экономике, что теоретические концепции, лежащие в основе используемых фондом экономических моделей и прогнозов, во многом несостоятельны, что ведущие промышленно развитые страны, в частности США, используют МВФ как инструмент для достижения своих политических целей.

В том же духе критикует Фонд бывший первый вице-президент Мирового банка Джозеф Стиглиц. В одной из своих статей он даже обвинил МВФ и Министерство финансов США в навязывании азиатским странам и России программ, которые привели к углублению финансового

кризиса. В случае азиатского кризиса главной ошибкой, по его мнению, явились рекомендации по сокращению платежеспособного спроса, включая резкое повышение процентных ставок и сокращение бюджетных расходов, несмотря на то что бюджет в этих странах сводился с положительным сальдо, а инфляция находилась на относительно низком уровне.

В свете сказанного можно заключить, что реформа международной финансовой системы едва ли даст ожидаемые результаты, если не будет сопровождаться пересмотром условий кредитной помощи странам, осуществляющим рыночную трансформацию и модернизацию своей экономики.

Pages: 1 2 3